МЕНЮ
|
Советы покупателюАудиоплейеры (уокманы) и плейеры компакт-дисков (дискманы)МагнитолыМузыкальные центрыУсилительКассетные магнитофоныПроигрыватели компакт-дисковТюнерыАкустические системыТелевизоры Игорь Дедков ТелевизорыПоскольку телевизоры уже стали неотъемлемой частью большинства квартир (причем 84 % составляют цветные телевизоры), то приобретение нового аппарата чаще всего связано с желанием заменить старую модель или приобрести еще один аппарат. К этим двум причинам в последнее время добавилась еще одна, связанная с изменениями в области телевизионного вещания. Мы имеем в виду переход от классического телевизионного изображения с соотношением сторон 4:3 к широкоформатному, с соотношением сторон 16:9. По своему значению такой переход можно сравнить с некогда осуществленным переходом от черно-белого телевидения к цветному.
Одним из главных критериев при выборе телевизионного приемника является величина его экрана по диагонали. С этим критерием все ясно. Величина экрана по диагонали зависит от расстояния, отделяющего зрителя от экрана. Таким образом, достаточно измерить предполагаемое расстояние и отыскать в прилагаемой таблице соответствующую величину диагонали экрана. При выборе величины экрана обратите внимание на то, что существуют два способа обозначения размеров экрана. Первый (более старый) способ приводит величину диагонали кинескопа, а второй - фактическую величину экрана, которая всегда меньше на 3-6 см.
Телевизионные кинескопы в последнее время претерпели довольно значительные изменения, причем некоторые из них явились своеобразной реакцией на изменение.обстановки, в которой зрители смотрят телевизор. Если раньше зрители рассаживались перед «ящиком» с наступлением сумерек, то в настоящее время телевизор смотрят круглые сутки. При этом зрители совершенно справедливо считают, что даже при ярком дневном освещении они должны видеть столь же четкое и контрастное изображение, как и вечером. Поэтому во всех телевизионных приемниках, за исключением малых переносных, применяются исключительно кинескопы с прямоугольным, несколько выпуклым экраном. Такое, на первый взгляд лишь незначительное, изменение имеет на самом деле большое практическое значение. С одной стороны, оно улучшает геометрию изображения, передавая прямые линии действительно прямыми, а прямые углы - истинно прямыми, даже в том случае, если зритель находится сбоку. С другой стороны, снижается возможность появления нежелательных световых бликов. Некоторые фирмы-изготовители пытаются избавиться от бликов путем тонирования стеклянной поверхности кинескопов. Примером такого решения могут служить кинескопы: Blackline, Black Planar, Black Trinitron, Black DIVA, Super Flat и др. Конструкторы этих кинескопов исходили из того, что темное стекло поглощает часть лучей света, которые на него попадают. Некоторые типы кинескопов, на поверхность которых наносится дополнительное антибликовое покрытие, способны поглотить до 70 % падающего света. Однако основное достоинство кинескопов с темными тонированными экранами заключается в том, что они воспроизводят черный цвет не серым, а действительно черным, что обеспечивает возможность лучшей передачи других цветов. При просмотре телепередач даже при дневном освещении изображение остается более контрастным, цвета более насыщенными и верными. Впрочем, темные экраны обладают не только достоинствами. Из-за того, что они поглощают часть испускаемых лучей, конструкторам пришлось повысить мощность излучения. В связи с. этим появилась еще одна проблема, связанная с тем, что более мощный поток электронов вызывает большую тепловую нагрузку тонкой перфорированной (теневой) маски, которая направляет поток электронов на цветные люминофоры. Тепловая деформация теневой маски вызывает нарушение центровки лучей, снижая, тем самым, качество цветопередачи и общую четкость изображения. Поэтому в наиболее совершенных моделях кинескопов (например, Black Invar, DIVA и др.) стальная теневая маска заменена более стабильной, изготовленной из инвара. Это не относится к кинескопам типа Sony Trinitron, в которых роль теневой маски выполняет проволочная сетка, сохраняющая свою форму при нагреве.
Некоторые фирмы-изготовители применяют специальные виды обработки, например, окрашивание поверхности экрана в фиолетовый цвет (Grundig Megatron, Toshiba S3) или полирование поверхности до зеркального блеска (Philips Blackline S). Если первый из указанных видов обработки оказывает позитивное влияние (фиолетовый цвет подчеркивает голубую составляющую излучаемого спектра, что повышает субъективное восприятие четкости), то достоинства второго вида обработки далеко не бесспорны. Хотя отполированный до блеска экран субъективно улучшает четкость изображения, однако в нем, как в зеркале, отражаются окружающие объекты. Предпринимаются и другие попытки улучшения качества изображения при помощи различных усовершенствований, например, при помощи электронной пушки со специальной оптикой, а также новых систем динамической фокусировки электронных лучей.
К стандартному оснащению лучших моделей телевизоров относятся также системы коррекции типа CTI (Colour Transient Improvement), предназначенные для повышения четкости цветовых переходов, NR (Noise Reduction) для подавления шума. В более дорогих моделях телевизоров применяются также динамические гребенчатые фильтры, при помощи которых осуществляется более совершенное взаимное разделение сигналов яркости и цветности. Это позволяет улучшить чистоту и цветовую четкость изображения, а также снижает или полностью устраняет возможность появления нежелательного муара (узоров).
К стандартному оборудованию аппаратов высшего класса относится цифровая шина, которая преобразует сигнал изображения в цифровую форму, затем обрабатывает его, а после обработки снова переводит видеосигнал в аналоговую форму. Цифровая обработка видеосигнала позволяет улучшить качество изображения и расширить функциональные возможности аппарата. Наилучшее качество изображения обеспечивается в моделях телевизоров, где вертикальная кадровая развертка осуществляется с удвоенной частотой (100 Гц вместо обычных 50 Гц). Это позволяет полностью избавиться от неприятного мерцания светлых фрагментов изображения. Впрочем, эта технология применяется в основном лишь в телевизорах с экраном не менее 63 см (25 дюймов). Функциональные возможности телевизоров с цифровой обработкой видеосигнала часто обеспечивают возможность электронной остановки (стоп-кадра) и пошагового расфазирования изображения, его скачкообразное или постепенное увеличение, а также параллельную демонстрацию двух и более изображений на экране (режим PIP -Picture In Picture, т.е. картинка в картинке).Однако для одновременного просмотра двух телевизионных программ необходимо иметь в телевизоре два тюнера. Если телевизор оснащен лишь одним тюнером (чаще всего именно так и бывает), то второе изображение можно получить лишь от внешнего источника видеосигнала, например, от видеомагнитофона.
Более простые и дешевые модели телевизоров оснащаются тюнерами, управляемыми напряжением. Более дорогие и более совершенные аппараты оснащаются, как правило, современными, более удобными тюнерами с синтезатором частоты. С точки зрения пользователя разница между ними не слишком заметна. Более существенным является рабочий диапазон тюнеров, т.е. возможность принимать телевизионный сигнал на частоте кабельного телевидения, обозначаемой S1-S20 или S1-S18, а также в дополнительной полосе - Hyperband (S21-S42). Большое значение имеет также количество ячеек памяти, в которые можно записать частоты телепередатчиков, на которые тюнер может настраиваться автоматически. Обычно число ячеек памяти составляет от 50 до 100. Эти данные могут заинтересовать тех телезрителей, которые хотят принимать на своих телевизорах передачи, транслируемые по кабельным сетям и со спутников. В последнее время растет количество моделей, шасси которых приспособлено для подключения дополнительного спутникового модуля (Grundig, Loewe). После приобретения и установки соответствующего модуля и параболической антенны с внешним устройством такие телевизоры обеспечивают прием передач спутникового телевидения.
Впрочем, понятие «телевидение» включает в себя не только изображение. Долгое время зрители были вынуждены мириться с низким качеством звука, сопровождающего изображение. Требования к параметрам звукового сопровождения постепенно росли. Вначале появилось стереофоническое, а несколько позже и пространственное звучание. В настоящее время большинство моделей телевизоров среднего и высшего класса оснащено стереофоническим звучанием. Растет количество моделей, оборудованных декодером Dolby Pro-Logic, который предназначен для обеспечения пространственного звучания.
Стереофонические телевизоры высшего класса часто оборудуются усилителями мощности с графическими эквалайзерами и акустическими процессорами, а некоторые модели -даже остроумно сконструированными двухполосными акустическими системами, которые иногда дополняются сабвуфером (сверхнизкочастотным громкоговорителем). При выборе между моделью с моно- или стереофоническим звучанием следует учитывать наличие доступных источников сигнала и режим использования телевизора (в качестве основного или дополнительного аппарата), а также возможность его подключения к остальным компонентам домашней аудиовидео-системы. При выборе конкретной модели следует также учитывать и его местоположение в комнате. Так, если телевизор будет установлен в закрытой мебельной стенке, то он должен быть оборудован громкоговорителями, излучающими звук в переднем направлении, а не назад или в разные стороны.
В связи с этим следует заметить, что в Западной Европе стереофоническое вещание осуществляется в формате B/G, а у нас - в норме D/K, т.е. на других частотах. Отечественное стереофоническое вещание пока не началось, а заграничное можно принимать лишь со спутников. Несмотря на то, что количество моделей стереофонических телевизоров постоянно растет, тем не менее, стереофонией оборудованы еще далеко не все импортные телевизоры. Переделка телевизора, не предназначенного для приема звукового сопровождения по системе D/K, хотя и возможна, однако оптимальный результат достигается далеко не всегда.
Еще одним критерием при выборе телевизора является его дополнительное функциональное оснащение. На одном из первых мест находится регулировка звука и изображения, наличие телетекста и количество соединительных гнезд. Обычный стандарт включает в себя отдельную установку уровня громкости каждого канала, регулировку тембра (высоких и низких частот), яркости, контрастности и общей цветовой насыщенности.
К дополнительному оснащению относятся элементы регулировки цветового тона, четкости и шума изображения, наличие ячеек памяти для записи в них установленных параметров в зависимости от интенсивности освещения, а также системы, которые автоматически устанавливают яркость изображения в зависимости от уровня освещенности (JVC, Panasonic, Toshiba).
Если Вы желаете приобрести модель, оборудованную телетекстом, то прежде всего следует обратить внимание на то,способна ли она принимать русский текст, написанный кириллицей, а не латинскими буквами. Следует также узнать объем памяти. Наличие памяти может избавить Вас от долгого ожидания появления нужной страницы. Доступ к требуемой информации значительно упрощает система FLOF (Full Level One Features), которая обеспечивает быстрое нахождение необходимой страницы сборника информации при помощи разноцветных кнопок, а также система TOP (Table of Pages), основанная на принципе картотеки.
К стандартному оснащению телевизора соединителями относится антенный вход, аудиовидеовход и гнездо для подключения наушников. Если Вы собираетесь подключать к телевизору несколько имеющихся у Вас аппаратов, то Вам необходима модель, оснащенная несколькими входами. Если какой-либо из этих аппаратов работает в системах S-VHS/Video Hi8, то модель должна быть оснащена входом S-video.
Подключение можно осуществить с использованием коннектора SCART, включенного надлежащим образом, или, что еще лучше, при помощи самостоятельного коннектора S-video (Hosiden). Если Вы хотите использовать телевизор в качестве монитора, то Вы высоко оцените наличие входов, которые параллельно выведены на переднюю панель аппарата. А если Вы хотите подключить телевизор к бытовой Hi-Fi аппаратуре, то Вам понадобятся выходы для подключения внешних микрофонов.
К дополнительному функциональному оснащению относится также система, которая отключает телевизор после окончания определенной передачи или в назначенное пользователем время (sleep-таймер). Этой системой могут воспользоваться те телезрители, которые крепко засыпают при просмотре некоторых телевизионных передач. Если же Вы хотите, чтобы телевизор служил Вам в качестве будильника, то Вам понадобится модель со встроенными часами и таймером. Некоторые модели телевизоров оборудуются также электронным замком (Grundig) от детей.
Последним (но не по значению) критерием при выборе телевизора является его управление. Оно должно быть как можно более простым и легким. Однако наличие меню и пульта дистанционного управления с небольшим количеством кнопок вовсе не обеспечивает простоты управления. Иногда именно в этом и заключается сложность управления телевизором. Если Вы сумели справиться со сложной первоначальной настройкой основных режимов (такая настройка производится далеко не каждый день), то более сложное выполнение обычных операций в соответствии с меню может быстро надоесть. Поэтому с пульта управления должно осуществляться управление такими режимами, как прямое включение записанных в память каналов или программ, а также непосредственное управление основными режимами и коррекциями звука и изображения. Хорошо, если на пульте дистанционного управления имеется кнопка мгновенного отключения звука (ее преимущества Вы оцените, когда зазвонит телефон), кнопка возврата к каналу, который был включен последним, кнопка включения показаний текущего времени из режима телетекста, а если Вы являетесь владельцем видеомагнитофона, то и кнопки управления работой этого аппарата.
Мы хотели рассказать Вам обо всем, что необходимо знать при приобретении нового телевизора. Мы ничего не забыли? Остался еще один вопрос. Купить телевизор с классическим или широким экраном? Поскольку будущее принадлежит телевизорам с широким форматом изображения, то ответ однозначен. Переход на широкоформатное телевизионное вещание пока не осуществлен, поскольку это связано с отсутствием передач отечественного телевидения в новой системе, а также с более высокой ценой широкоформатных телевизоров. Но поскольку прогресс остановить невозможно, то такой переход не за горами. В том случае, если Вы все-таки остановите свой выбор на модели с «классическим» экраном, то не забудьте о будущем и приобретите аппарат с возможностью переключения с формата 4:3 на формат 16:9. Стационарный телевизионный приемник без этого режима обречен на сравнительно быстрое моральное старение.
Примечание: Тем покупателям, которые безуспешно искали в этой статье главы, посвященные видео-магнитофонам, автомагнитолам, видеокамерам, спутниковым приемникам, наушникам, аудио и видеокассетам и другим полезным и приятным подаркам, хотим сообщить, что мы о них не забыли. В связи с тем, что в последнее время появилось много новых разработок, мы посвятим им рубрики «Тема месяца» в будущих номерах журнала. |
|
|||
|