Журнал Stereo & Video
Богдан Сикорский

Акустические системы

Хотя музыку можно слушать и без колонок (например, в наушниках, поскольку качество звучания в них обладает бесспорными преимуществами), однако создать приличную стереофоническую звуковую картину без акустических систем соответствующего качества попросту невозможно. Впрочем, проблема правильного выбора акустических систем, по всей видимости, до сих пор остается нерешенной. По крайней мере, однозначного или универсального решения нет. Дело в том, что из всех компонентов наиболее существенное влияние на качество звучания оказывают именно акустические системы, являясь, тем не менее, самым слабым звеном звукового тракта. Как известно, существуют разные мнения по поводу того, каким должно быть настоящее (если не идеальное) качество воспроизведения. Весьма разнообразны также и критерии оценки качества акустических систем, что отражается и в конструктивных решениях. Однако поговорим обо всем по порядку.

Прежде всего: поскольку акустические системы относятся к весьма массивным предметам мебели, при их выборе следует обратить серьезное внимание на внешний вид. На этом кормится большое количество дизайнеров, которые стараются привлечь внимание покупателей акустическими системами самого фантастического внешнего вида в стиле «High End», пользуясь тем, что дилетанты обладают весьма туманными понятиями об идеальном качестве звучания. Критерием выбора акустических систем по внешнему виду при этом служат их размеры. Из физических законов и технологии следует, что максимальная акустическая мощность на низких частотах тесно связана с объемом корпуса акустических систем: чем большую мощность и чем более низкие частоты должны излучать акустические системы, тем большим объемом они должны обладать, какую бы фантастическую форму они ни имели.

При этом следует обратить внимание на то, что акустическая мощность и число ватт, приводимое в технической документации - это «две большие разницы». Определение такого параметра, как «мощность» относится к наиболее проблематичным в практической акустике. Несмотря на наличие сравнительно понятных стандартов, которые определяют параметры потребляемой или излучаемой мощности, их придерживаются лишь в исключительных случаях. При отсутствии другой информации следует верить данным, приведенным изготовителем, в том смысле, что номинальная мощность усилителя, к которому подключены соответствующие акустические системы, не должна превышать их номинальную потребляемую мощность. Многое зависит, однако, от способа эксплуатации данных акустических систем. Если усилитель не раскачивается до предельных величин ( до ограничения - clipping), его мощность может в два раза превышать мощность акустических систем без вреда для последних. Проблема состоит в том, что выход на ограничения не всегда улавливается человеческим слухом, а о его превышении сигнализирует лишь небольшое количество моделей усилителей.

Еще одним весьма проблематичным фактором при выборе акустических систем является их цена. Как и у проигрывателей компакт-дисков, здесь нет прямой зависимости между качеством аппарата и его ценой. При приобретении акустических систем чаще, чем где бы то ни было, платятся большие деньги за название фирмы-изготовителя или за экзотическое конструктивное исполнение. Но даже при трезвом выборе бывает трудно понять, почему за пару акустических систем, т.е., по сути дела, за два деревянных (или почти деревянных) ящика с небольшой электронной начинкой приходится платить больше, чем за усилитель или проигрыватель компакт-дисков. В самом деле, если к цене усилителя прибавить цену проигрывателя компакт-дисков или приличной магнитофонной деки, мы получим нижнюю границу цены пары акустических систем с качеством, соответствующим всем остальным компонентам. Экономить при приобретении акустических систем не приходится, за исключением, разумеется, покупки экзотических изделий. Конструкции с необычным внешним видом зачастую имеют звучание, которое может показаться интересным, например, с точки зрения необычного способа передачи пространства. Общее впечатление от их звучания может быть даже приятным, однако достаточно далеким как от реальности, так и от замысла автора музыкального произведения. Все зависит от вкуса покупателя и от его желания заплатить за такую экстравагантность.

Любители Hi-Fi часто интересуются, какие акустические системы лучше: двух- или трехполосные. На этот вопрос также трудно дать однозначный ответ. С чисто теоретической точки зрения, к преимуществам трехполосных акустических систем относится более низкий уровень искажений, зато двухполосные создают более компактный образ (звуковую картину). Что же касается мощности, то фактом остается невозможность изготовить по-настоящему высококачественные акустические системы с низкочастотным громкоговорителем, диаметр которого не превышал бы величины 18 см. Отсюда следуют самые различные ограничения при воспроизведении низких частот. Для того, чтобы акустические системы смогли вписаться в тесный интерьер квартиры, их корпус должен обладать сравнительно небольшим объемом. Таким образом, камнем преткновения является конструкция акустических систем: чем большей сложностью она отличается, тем больше шансов испортить звучание. Наиболее качественного звучания можно добиться у трехполосных акустических систем с низкочастотным громкоговорителем, диаметр которого составляет от 20 до 25 см. Опыт показывает, что хорошая конструкция трехполосных акустических систем обеспечивает более нейтральное звучание, в то время как двухполосные подчеркивают звучание некоторых частот. К сожалению, большинство трехполосных акустических систем на нашем рынке - по крайней мере наиболее дешевых импортных - отличается не слишком высоким качеством звучания. Речь идет прежде всего о конструкциях, где большое количество громкоговорителей должно создавать впечатление, что перед Вами находится изделие высочайшего технического уровня. К счастью, из этого правила существуют исключения.

Вмешаемся в еще один спор: нужен ли bi-wiring (подключение каждой частотной полосы своей парой проводов) или нет? В любом случае, наличие клемм для этого способа не помешает, хотя в действительно хорошие конструкции колонок bi-wiring не может внести ничего нового. Двойные клеммы можно использовать также для bi-amping'a (для подключения двух усилителей, одного по нижним, другого по высоким частотам), однако это уже совершенно другой разговор. Кроме того, такие клеммы кое-чего стоят. Обратите внимание на то, чтобы клеммы были самыми настоящими, а не легкими пружинными зажимами, что является свидетельством невысокой цены и малой надежности конструкции акустических систем.

Однако решающим критерием при выборе акустических систем является, конечно же, качество их звучания. Правильность выбора осложняется тем, что качество звучания не сразу заметно, к тому же характер звучания сильно зависит от пространства, в котором находятся акустические системы. Очень многое зависит также и от тестовой (эталонной) записи. Условия звучания помещения для прослушивания акустических, систем должны быть схожими с условиями жилой комнаты (Вашей гостиной), а правильно выбранная тестовая запись должна соответствовать тому жанру, который Вы будете слушать чаще, чем другие. При этом активно должны звучать акустические музыкальные инструменты, а электронные эффекты желательно ограничить до минимума.

 Акустические системы

Hosted by uCoz