Журнал Stereo & Video
Леонид Данилов

Кассетные магнитофоны

Если Вы собираетесь приобрести стационарный кассетный магнитофон или деку, то, как правило, уже знаете, для чего он будет использоваться. В большинстве случаев магнитофон приобретается в качестве дополнения к уже имеющемуся комплекту Hi-Fi аппаратуры с целью воспроизведения записей на кассетах и для записи с проигрывателя компакт-дисков, тюнера или граммофона. Некоторым владельцам такой аппарат может потребоваться, например, для создания оригинальных (мастер) записей или для копирования кассет, а также для озвучивания различных мероприятий. Поэтому при выборе модели кассетной деки прежде всего следует руководствоваться целью, для которой этот аппарат приобретается.

Сердцем кассетного магнитофона является механика, т.е. шасси с приводом и лентопротяжным механизмом. От механики аппарата в значительной мере зависят его параметры и долговечность. Поскольку отдельные типы механики магнитофонов уже были достаточно подробно описаны в ноябрьском (No. 11/95) номере нашего журнала, я ограничусь лишь некоторыми советами, которые могут оказаться полезными при покупке аппарата.

Самые дешевые бытовые магнитофоны оснащены одномоторной механикой с пластмассовым шасси, механическим управлением, включая механический концевой выключатель для автостопа, а также двумя магнитными головками - стирающей и универсальной, т.е. предназначенной и для записи, и для воспроизведения. Эта простота механики не может обеспечить долговременную стабильность таких технических параметров как, например, коэффициент детонации и диапазон воспроизводимых частот. К тому же срок службы такой механики ограничен.

В магнитофонах среднего класса обычно применяется двухмоторная механика. Один двигатель используется для протяжки магнитной ленты, второй - для ее перемотки. Кроме того, в оснащение магнитофонов среднего класса входит металлическое шасси с пластмассовыми деталями, управление основными режимами при помощи микропереключателей, а также две или три магнитные головки. Аппараты, обеспечивающие возможность воспроизведения обеих сторон кассеты, не вынимая ее из кассетоприемника (режим «автореверс»), оснащены двумя головками на поворотном основании и двумя тонвалами с противоположным направлением вращения. Такие деки оборудуются двигателями постоянного тока с электронным регулированием числа оборотов. В некоторых моделях маховик оснащается фотоэлектрическим датчиком числа оборотов, который обеспечивает довольно низкую и стабильную величину коэффициента детонации. Кроме того, этот датчик обеспечивает и концевое выключение.

Магнитофоны более высокого и высшего классов, которые обеспечивают высокое качество оригинальных (мастер) записей, оборудуются базовым шасси, изготовленным из массивной алюминиевой отливки, и двумя или тремя моторами (третий мотор обеспечивает перемещение блока головок и прижимного ролика в рабочее положение), один из которых (как правило, предназначенный для подмотки) используется также для открывания и закрывания дверцы кассетоприемника. Движение магнитной ленты обеспечивается, как правило, многофазным двигателем переменного тока, регулируемым при помощи генератора с кварцевой стабилизацией частоты. Аппараты этого класса оснащаются тремя головками: стирающей, записывающей и воспроизводящей. Режим «реверс» в них, как правило, отсутствует, а если он имеется, то при его включении головки остаются на месте, а передвигается кассета. Управление осуществляется без каких-либо механических тяг (так называемое полное электронное управление) при помощи микропереключателей под кнопками. К оснащению магнитофонов этого класса относится и «dual capstan» - механика с двумя ведущими валами и прижимными роликами, преимущества которой далеко не бесспорны, т.к. некоторые модели оборудуются и иной механикой. Большое внимание обращается на конструкцию подкассетников, которые должны препятствовать возникновению вибраций и обеспечивать более стабильное положение кассеты.

Исходя из удобства управления, для копирования лучше всего подходят двухкассетные магнитофоны. Рынок предлагает как самые простые модели с общей механикой и одним мотором для обеих дек, так и более совершенные модели с двумя полностью самостоятельными механиками. Однако в том случае, если Вы определенно не нуждаетесь в магнитофоне, предназначенном для перезаписи, то за ту же цену Вы сможете приобрести однокассетный магнитофон намного более высокого качества.

Для воспроизведения кассет на массовых мероприятиях наиболее подходит магнитофон с надежной и, главным образом, бесшумной механикой. Лучше, если такой магнитофон будет оборудован несколькими моторами. Найдет свое применение и механика с автореверсом.

И еще несколько общих советов. Количество моторов и головок выбирается в зависимости от предполагаемого способа эксплуатации магнитофона. Более высоким качеством обладают головки, изготовленные из сплава «сендаст» (Fe - Si - Al), поверхность которых обработана лазером. Если Вы не собираетесь часто пользоваться режимом «реверс», то рекомендуем приобрести магнитофон без этого режима.

Перейдем теперь к электронике. Почти все современные стационарные магнитофоны оснащены ручной регулировкой уровня записи и системами шумоподавления Dolby В и С. Я лично рекомендую также систему Dolby НХ-Рго. Точная регулировка величины тока подмагничивания (Bias) может осуществляться вручную или автоматически. Каждый владелец может выбрать, какой вид регулировки ему больше подходит. Некоторые модели обеспечивают запись в память запоминающего устройства величины тока подмагничивания и калибровки для данного типа магнитной ленты. Полезным может оказаться также оснащение магнитофона фильтром МРХ для записи радиопередач с УКВ.

Если Вы остановите свой выбор на магнитофоне с точной регулировкой уровня записи (Rec Level), то в нем должен присутствовать также генератор тестового сигнала. А система Dolby? Решайте сами. Несмотря на достаточно широкое распространение систем шумоподавления, может случиться, что аппарат, на котором Вы будете воспроизводить записанную кассету, не будет оборудован ни одной из систем Dolby (не говоря уже о редких системах типа DBX).

Остается сказать несколько слов об удобстве управления. Параметры для записи и воспроизведения на конкретном типе магнитной ленты современные аппараты устанавливают автоматически по идентификационным отверстиям в кассете, вставленной в магнитофон. Желательно, чтобы дека имела индикатор на жидких кристаллах (LCD) с возможностью отображения записанных в память пиковых значений сигнала и показаний линейного счетчика ленты. Механическим счетчиком ленты в настоящее время оборудуются лишь самые дешевые типы магнитофонов. Если Вы собираетесь использовать магнитофон для воспроизведения кассет по программе, то Вам необходим аппарат, оснащенный такими режимами как таймер включения и выключения, автоматический поиск начала фрагментов записи, повторное воспроизведение фрагментов и т.п. К обязательному оборудованию магнитофона относится регулируемый вход для подключения наушников. Стандартное оснащение аппаратов высокого качества предполагает наличие пульта дистанционного управления.

Двухкассетные магнитофоны наивысшего класса представляют собой, собственно говоря, два самостоятельных аппарата, размещенные в общем корпусе, с отдельными входами и выходами. В аппаратах высшего класса для записи предназначена только одна механика. К сожалению, далеко не все модели предусматривают ручную регулировку уровня записи, что является серьезным недостатком. При покупке следует также проверить, механика какой деки оснащена системой Dolby. Индикатор для установки уровня записи может быть только один, с переключением между деками. Режимом ускоренной перезаписи лучше не пользоваться, поскольку в нем происходит потеря высоких частот.

При выборе магнитофона следует помнить, разумеется, и приведенные изготовителем данные о диапазоне воспроизводимых частот и коэффициенте детонации модели, на которой Вы остановили свой выбор. Более подробно об этом написано в главе, посвященной магнитолам.

 Кассетные магнитофоны

Hosted by uCoz