МЕНЮ
|
Советы покупателюАудиоплейеры (уокманы) и плейеры компакт-дисков (дискманы)МагнитолыМузыкальные центрыУсилительКассетные магнитофоныПроигрыватели компакт-дисковТюнерыАкустические системыТелевизоры Леонид ГОРЧАКОВ УсилительУсилитель является ядром бытовой аппаратуры. В нем можно выделить две основные части - предварительный усилитель и усилитель мощности. Они могут быть объединены в одном аппарате (полный или интегрированный усилитель) или выполнены раздельно (предусилитель и оконечный усилитель). Если усилитель должен выдавать мощность, превышающую 100 Вт, то его разделение на две части является вполне разумным и оправданным с точки зрения минимизации помех и лучшего отвода тепла. На предварительном усилителе находится большинство элементов управления и соединительных гнезд. Для рядового слушателя наиболее приемлемым является полный усилитель.
К основным параметрам усилителя относятся его мощность, коэффициент нелинейных искажений, частотный диапазон, а также соотношение сигнал/шум (о выходном полном сопротивлении более подробно написано в главе «Акустические системы»). Кроме того, обычно приводятся такие параметры как коэффициент демпфирования, стабильность, скорость нарастания выходного сигнала, переходное затухание между каналами и другие величины. Принято считать, что после перехода параметрами усилителя определенной границы их дальнейшее улучшение оказывает уже минимальное влияние на субъективное качество и в то же время сильно влияет на цену усилителя.
Где же находятся эти границы? Что касается мощности, то здесь в зависимости от чувствительности акустических систем (составляющей обычно от 85 до 90 дБ/м/В) и объема помещения для прослушивания (не более 50 куб. метров) вполне достаточно 30 - 70 Вт. Это утверждение далеко не бесспорно, с более подробной информацией Вы сможете ознакомиться в нашем журнале в Теме месяца «Оптимальный усилитель» (No.9/95 г.). Гармонические искажения на любой частоте и при номинальной мощности не должны превышать величины 0,05 %. Полоса частот от 20 до 20.000 Гц в пределах ± 3 дБ является очень хорошей величиной, а соотношение сигнал/шум на линейных входах должно быть не менее 90 дБ.
Если коэффициент демпфирования превышает 40, то на практике им можно пренебречь. Стабильность усилителя говорит о его устойчивости к возникновению собственных колебаний. Скорость нарастания выходного сигнала SR (Slew Rate) сообщает о максимально возможной скорости изменения выходного сигнала за единицу времени: чем выше эта величина, тем лучше усилитель (меньше искажений). Переходное затухание - это степень ослабления сигнала, проникающего из одного канала в другой, поэтому чем выше эта величина, тем выше качество усилителя.
Параметры входов усилителя почти одинаковы, за исключением входа Phono. Этот вход предназначается для подключения проигрывателя грампластинок и обладает значительно большей чувствительностью. К усилителям высшего класса можно подсоединить звукосниматели как с подвижным магнитом (ММ), так и с подвижной катушкой (МС). Некоторые усилители бывают оборудованы переключателем CD Direct, который обеспечивает возможность непосредственного воспроизведения компакт-диска, без коррекции тембра и в обход предусилителя. Это позволяет эффективно ограничить помехи, возникающие в длинном сигнальном тракте.
Чем лучше параметры усилителя, тем устойчивей он будет работать в непредвиденных ситуациях. Впрочем, оснащение сверх стандарта стоит денег, и немалых.
Уже довольно давно наблюдается тенденция к ограничению количества элементов управления и к упрощению конструкции усилителей. Минимизация количества элементов управления выражается в отсутствии пульта дистанционного управления, регулятора тембра ( по высоким и низким частотам), тонкомпенсации (Loudness), отключения звука (Mute), регулятора баланса каналов, переключателя моно/стерео и других. Конечно, разумные пределы строгости (и дешевизны) модели усилителя ограничивают количество конструкторских «наворотов» и снижают взаимное негативное влияние большого количества схем. Именно такой подход способствовал популярности простых усилителей типа Pioneer А400(Х), NAD серии 300, AU/RA и некоторых других. В самом деле, почему бы покупателю не выбрать усилитель, отвечающий его собственному вкусу, тем более, что указанные элементы управления, которые страстные поклонники чистого звучания считают никому не нужным излишеством, в действительности не оказывают негативного влияния на качество звучания. По сути дела, претензии к большому числу ручек управления могут быть связаны, пожалуй, лишь с повышением себестоимости изделия, а также с их негативным влиянием на надежность работы аппарата.
Конструктивное исполнение усилителя должно отвечать первой категории безопасности (т.е. сетевой кабель, оборудованный вилкой с тремя штырями) или второй категории (т.е. двухжильный кабель с вилкой без предохранительного гнезда). Конструкция усилителя должна быть достаточно массивной (как и винтовые клеммы для подключения акустических систем) и устойчивой к вибрациям. Количество входов, элементов управления и других систем зависит от индивидуальных требований потенциального покупателя.
Какой выбрать усилитель - ламповый или транзисторный? Каждый из этих типов усилителя имеет свои достоинства и недостатки. Ламповый усилитель отличается, как правило, более мягким и теплым звучанием с более высоким уровнем искажений, но с более экстравагантным внешним видом, дополняемым свечением электронных ламп. Транзисторные усилители (или усилители на интегральных схемах) являются более эффективными, поскольку они обладают большей мощностью и большим сроком службы (у электронных ламп срок жизни ограничен). Кроме того, усилители на транзисторах позволяют расширить основную конструкцию множеством дополнительных режимов и систем.
Попытаемся обобщить: менее требовательные слушатели могут вполне обойтись полным усилителем, относящимся к ценовой категории до 200-300 долларов. В этой ценовой категории они смогут выбрать модель с вполне приличным качеством звучания. Более придирчивые покупатели могут руководствоваться советами, приведенными выше, однако их выбор должен быть основан прежде всего на собственной оценке качества звучания. |
|
|||
|