МЕНЮ
реклама
|
Акустика, с которой мы живемБольшие или маленькиеТри вместо двухАктивный лучше?И спереди, и сзадиРезонансы и басыЗакрытые и фазоинверторныеДве или три полосыАкустическое материаловедениеО направленностиРазделяй и властвуйПоговорим о мощностиРазъемы и кабелиСтавим акустику Поговорим о мощностиОчень важным вопросом, которым вы должны непременно задаться при покупке акустической системы, является выбор ее электрической мощности. Сегодня на рынке акустики имеется огромное разнообразие типов АС мощностью от 20 до нескольких сотен ватт. Какая же мощность акустической системы является необходимой и достаточной? При определении величины электрической мощности акустической системы чрезвычайно важно иметь в виду другой, тесно связанный с нею параметр АС — ее характеристическую чувствительность — своеобразный КПД акустической системы. Характеристическая чувствительность показывает, насколько эффективно данная АС преобразует электрический звуковой сигнал на ее входе в акустическую мощность звуковой волны. Характеристическая чувствительность измеряется в дБ/Вт/м и численно равна уровню звукового давления в дБ, развиваемого акустической системой на расстоянии в 1 м (по ее центральной оси), при подведении к ее входу звукового сигнала мощностью в 1 Вт. Типовые значения характеристической чувствительности современных АС лежат в диапазоне 84—92 дБ/Вт/м. В качестве ориентира укажем, что для озвучивания помещения площадью 14—16 кв.м с помощью акустических систем с характеристической чувствительностью 90 дБ/Вт/м вполне достаточно иметь усилитель с выходной мощностью 20—30 Вт на канал. Для более крупных помещений в 18—20 кв. м оптимальных результатов можно достичь с помощью усилителя мощностью 40-50 Вт. Уменьшение чувствительности акустической системы на 3 дБ для сохранения такого же уровня звукового давления потребует увеличения электрической мощности на ее входе в 2 раза. Соответственно при увеличении чувствительности на те же 3 дБ электрическую мощность можно уменьшить в 2 раза. Поэтому акустические системы с чувствительностью 96—98 дБ/Вт/м вполне прилично «орут» даже при их работе от маломощных ламповых усилителей с выходной мощностью в 3—5 Вт на канал. Раньше в спецификациях на акустические системы производители обычно указывали два значения мощности: номинальную, т.е. значение мощности, при котором нормируются гармонические искажения, музыкальную, которая являлась максимально возможной мощностью звукового сигнала на входе акустической системы, которую она могла выдержать без ее механического повреждения. Значение музыкальной мощности АС лимитируется механической и электрической прочностью громкоговорителей акустической системы. В последнее время в спецификациях стали указывать диапазон рекомендуемой мощности подключаемого к АС усилителя низкой частоты, например: 25—120 Вт. Верхнее значение мощности, в данном случае 120 Вт, является, по существу, музыкальной мощностью этой акустической системы, превышение которой может привести к ее повреждению. Ну а нижнее значение указывает на минимально допустимую мощность усилителя низкой частоты (в данном случае 25 Вт), совместно с которым данная АС еще способна обеспечить высокое качество звучания. Слов нет, это весьма удобно и информативно, так как определяет требования к усилителю низкой частоты, работающего с данной АС Не только «сверху», но и «с низу», с учетом значений характеристической чувствительности данной АС. Отметим также, что уровень развиваемой усилителем низкой частоты электрической мощности на его выходе в значительной степени зависит от входного импеданса акустической! системы. 8-омные акустические системы, как правило, звучат тише, чем 4-омные, так как для обеспечения равной электрической мощности усилитель должен в случае 8-омной акустики обеспечить на выходе вдвое большее напряжение. Большинство же усилителей низкой частоты имеют большую выходную мощность на 4-ом-ной нагрузке, чем на 8-омной. В то же время высокий импеданс 8-омных АС обеспечивает вдвое более высокое значение их коэффициента демпфирования (демпфактор) низким выходным импедансом усилителя, поэтому общем случае они звучат на басах более четко, чем 4-омная акустика. Этим во многом и объясняется различный характер звучания одной и той же акустической системы с различными типами усилителей. Судите сами, если один из усилителей имеет экстремально низкое значение выходного импеданса (большой демпфактор), этот усилитель будет гораздо лучше демпфировать акустическую систему, чем усилитель с относительно высоким выходным импедансом. В общем случае звучание АС в дуэте с первым усилителем будет более четким, чем во втором случае. Далее, усилители низкой частоты существенным образом отличаются друг от друга и по их способности выдавать большие значения тока в нагрузку. Хорошие усилители звуковой частоты являются почти идеальными источниками тока и поэтому способны «держать в ежовых рукавицах» даже акустические системы со сложным характером изменения их входного импеданса. Косвенным тестом на «правильность» усилителя звуковой частоты является характер изменения его динамической мощности при изменении нагрузки с 8 до 2 (или даже 1) Ом, приводимые в спецификациях на усилитель. У лучших моделей усилителей значение электрической мощности удваивается при уменьшении импеданса нагрузки вдвое. Те же модели усилителей, выходная мощность которых «проседает» при уменьшении нагрузки, по всей видимости, не обеспечат хорошего качества звука в паре с «капризными» акустическими системами, входной импеданс которых существенно изменяется в полосе звуковых частот. А ведь многие типы АС при номинальном значении входного импеданса, скажем, в 8 Ом, могут иметь на некоторых частотах импеданс в 4 или даже в 3 Ом! Вот вам и один из ответов на вопрос, почему одни и те же акустические системы звучат по-разному в составе различных аудиосистем. ноябрь 1997 |
|
|||
|