МЕНЮ
реклама
|
Акустика, с которой мы живемБольшие или маленькиеТри вместо двухАктивный лучше?И спереди, и сзадиРезонансы и басыЗакрытые и фазоинверторныеДве или три полосыАкустическое материаловедениеО направленностиРазделяй и властвуйПоговорим о мощностиРазъемы и кабелиСтавим акустику Резонансы и басыРазобравшись с акустикой для «домашнего театра», вернемся теперь к разговору о корпусах акустических систем. Форма корпуса АС наряду с его геометрическими размерами имеет очень важное значение для получения высококачественного звука. В корпусе в виде ящика с параллельными стенками излучаемые задней стороной диффузора звуковые волны испытывают многократные отражения и образуют многочисленные стоячие волны на частотах, длины волн которых кратны соответствующим размерам корпуса. Кроме того, отраженная от стенок корпуса звуковая волна «догоняет» диффузор громкоговорителя и воздействует на него, приводя к возникновению в звучании акустической системы паразитных призвуков и размытости звука. Это явление носит название «задержанные резонансы» и существенным образом влияет на качество звучания акустической системы. Для борьбы с этой напастью внутренний объем акустической системы заглушают различными звукопоглощающими материалами, что способствует заметному снижению амплитуды стоячих волн внутри корпуса АС. Иногда для решения этой проблемы используют «хитрую» (например, сферическую) форму корпуса. После достаточно короткого периода увлечения шаровыми колонками в 70-е годы, когда такие акустические системы даже выпускались серийно в весьма заметных объемах (помните знаменитые «шары» на тонкой ножке-подставке от фирмы Grundig или отечественные круглые АС от радиолы «Вега»?), в настоящее время такие акустические системы уже практически не выпускаются. И немудрено, так как весьма трудно вписать в интерьер современной квартиры пару «шаров» диаметром по полметра каждый. Гораздо проще проблема уменьшения внутренних отражений звука внутри корпуса АС решается многими фирмами путем использования ими корпусов с не параллельными стенками и корпусов в виде усеченной пирамиды. Примером таких «неправильных» корпусов могут служить, например, акустические системы английской фирмы Таппоу. Эти акустические системы имеют верхнюю и нижнюю панели в форме трапеции, при этом лицевая панель имеет большую ширину, чем задняя стенка.
Фирма B&W в акустической системе DM302 предложила другой путь борьбы с внутренними отражениями и резонансами. Не мудрствуя лукаво, инженеры этой фирмы предложили просто-напросто «погасить» энергию звуковых волн от задней поверхности диффузора при помощи специальной структуры из клиньев, помещенных внутрь корпуса АС. Эта идея была заимствована ими у конструкторов безэховых звуковых камер и дала хорошие результаты. «Лес» поглотителей, «растущий» на задней панели акустической системы, обеспечивает эффективное рассекание фронта звуковой волны и поглощение ее энергии. Кстати, фирме B&W принадлежит авторство еще одной чрезвычайно интересной идеи в «корпусостроительстве» акустических систем. Речь идет о предложенной ее патентованной матричной (сотовой) конструкции корпуса АС с использованием в нем внутренней матрицы из многочисленных пересекающихся внутри корпуса горизонтальных и вертикальных распорок-перегородок. В результате применения этой технологии в знаменитых АС серии Matrix 800 корпуса характеризуются чрезвычайно высокой жесткостью, что практически исключает его вибрации и паразитное излучение звука от корпуса колонки. На некоторых частотах корпус любой акустической системы вдруг «обретает свой голос», что приводит к заметной «окраске» (т.е. изменению тембра) звучания колонки. Чем меньше уровень этих излучений, тем меньше «отсебятины» вносит акустика в звук и тем она лучше. ноябрь 1997 |
|
|||
|