Журнал Stereo & Video

Три вместо двух

Теперь понятно, что желание добиться отличного (или хотя бы более-менее приличного) качества воспроизведения низких частот в условиях типовых отечественных мини- и миди-габаритных квартир, часто входит в неразрешимое диалектическое противоречие с необходимостью размещения хороших (читай — больших) акустических систем на вашей скромной жилплощади. Законы физики не обманешь и посему — в «здоровой» колонке — здоровый бас! Поэтому настоящему аудиофилу (и меломану, впрочем, тоже) зачастую приходится решать извечную дилемму: либо хорошая акустика (почти всегда — крупногабаритная), но живи при этом на кухне, либо малогабаритные акустические системы, но придется смириться с хилыми басами. Еще сложнее любителям «домашнего театра», ведь им приходится размещать в своем жилище уже не 2, а минимум 5(!) акустических систем. Поэтому если ваша квартира не позволяет вольготно разместить в ней даже два больших «ящика» напольных акустических систем, а качество и количество баса малогабаритных систем для «книжной полки» вас решительно не устраивает, то у вас в этом случае есть два выхода: поменять вашу квартиру на большую или купить трехкомпонентную акустическую систему в составе сабвуфера и двух сателлитов (или, что почти то же самое, докупить к «полочным» акустическим системам отдельный сабвуфер). Второй вариант наверняка покажется предпочтительным для основной массы наших читателей, поэтому остановимся на нем подробно.

Это тем более актуально, потому что сабвуфер является сегодня почти непременным атрибутом любой достаточно хорошей системы «домашнего театра», так как только с его помощью можно передать истинный драматизм происходящих на экране событий. Поэтому для любителей домашнего кинотеатра реальной альтернативы сабвуферу практически нет.

Итак, «настоящая» сабвуферно-сателлитная акустическая система состоит из одного большого (часто — очень большого) низкочастотного блока (сабвуфера) и двух отдельных относительно малогабаритных акустических систем (сателлитов). Такой комплект часто называют «трифоник». Большие размеры сабвуфера необходимы для создания достаточного объема акустической камеры для нормальной работы сверхнизкочастотного громкоговорителя, тогда как средние и высокие частоты вполне удовлетворительно воспроизводят акустические системы-сателлиты даже весьма скромных размеров. Современные сабвуферы, как это следует из их названия, предназначены для эффективного воспроизведения очень низкочастотных звуковых сигналов в полосе частот 20—120 ГЦ. При этом верхняя граничная частота сабвуфера (частота среза встроенного фильтра высоких частот), как правило, допускает возможность плавного изменения в пределах 80—200 ГЦ для лучшего согласования с сателлитами. Разница между настоящим трифоником и дуэтом «палочников» с отдельно купленным «сабом» состоит только в том, что первый проектируется для совместной работы и имеет максимально согласованные характеристики. При этом сателлиты имеют высокую нижнюю рабочую частоту (порядка 100—150 Гц) и поэтому самостоятельно, без сабвуфера, не используются. В отличие от трифонического комплекта, хорошие «полочные» акустические системы в принципе неплохо могут работать и сами, однако если к ним в дальнейшем докупить сабвуфер, их звучание много выиграет от такого взаимовыгодного партнерства. Что касается конструкции сателлитов, то они, по сути дела, являются обычными малогабаритными АС, особенностью их конструкции является, пожалуй, лишь специальная конструкция для компенсации магнитных полей рассеяния громкоговорителей, что является чрезвычайно важным для использования их в системе домашнего театра. Вот, собственно, и все различия.


ноябрь 1997
Hosted by uCoz