Журнал Stereo & Video

Усилители Мотор для звука

Владимир БОЛОТНИКОВ

Выбор аппаратуры для воспроизведения звука, как, впрочем, и любой другой, ставит перед пользователем ряд вопросов, правильные ответы на которые позволят в дальнейшем использовать домашнюю технику без дополнительных проблем. Разумеется, можно положиться на создателей аппаратуры и приобрести все "в одном флаконе" — музыкальный центр, где обеспечено согласование и связи между блоками центра и выбран разумный оптимум между качеством входящих в центр блоков и их ценой. Выбор отдельных блоков более тернист, но и обеспечивает большую гибкость и возможность выбора именно желаемого аппарата с необходимыми параметрами и, кроме всего прочего, позволяет приобретать всю технику не сразу, а постепенно и заменять блоки на более подходящие. В звукоусилительном тракте, кроме акустических систем, важное значение имеет, конечно, усилитель и мы надеемся, что материалы журнала помогут сделать правильный выбор. Один из определяющих параметров, это, конечно, выходная мощность и при прочих равных параметрах лучше выбрать усилитель с большей мощностью. Усилитель — это мотор вашей системы, и как автомобиль со стапятидесятисильным двигателем уносится от светофора, оставляя пыхтеть малолитражки, так и более мощный усилитель позволит лучше работать с акустикой, имеющей небольшую отдачу и легко справляться с импульсным характером звукового сигнала. Здесь также важен коэффициент демпфирования — по нему можно косвенно судить о возможности усилителя отдавать ток в нагрузку, и чем коэффициент больше, тем в общем-то лучше. Правда, надо отметить, что вполне достаточно, чтобы эта величина составляла около 40-50. При современном уровне развития схемотехники и качестве электронных компонентов обеспечивается достаточно низкий уровень искажений и шумов практически у всех тестируемых усилителей. Если пользователь собирается в качестве основного источника использовать CD-проигрыватель, то желательно, чтобы усилитель имел возможность отключения цепей баланса, тембра и тонкомпенсации № режим DIRECT. Любителю "винила" лучше выбрать усилитель с возможностью подключения как головки ММ (с подвижным магнитом), так и головки МС (с подвижной катушкой). Также желательно в этом случае наличие фильтра, снижающего помехи от вибраций механизма проигрывателя — так называемый SUBSONIC или RUMBLE фильтр. Если предполагается занятие магнитной записью, то необходимо, чтобы усилитель имел возможность оперативного переключения источников сигнала и их направления. Также желательно в этом случае иметь возможность подключения двух магнитофонов с раздельными усилителями записи и воспроизведения или с так называемым сквозным трактом. При этом усилитель должен иметь селектор записи и возможность контроля записываемого сигнала — ТАРЕ MONITOR. Этот селектор также позволяет в процессе записи одного источника прослушивать другую программу. Значительно расширяет возможности усилителя наличие линейного выхода с предварительного усилителя и дополнительного входа усилителя мощности. К этим разъемам можно подсоединить блок обработки сигналов, например, эквалайзер, а потенциальному любителю домашнего кинотеатра даст возможность использовать этот аппарат как отдельные усилители мощности или подключить процессор Dolby Pro Logic. Кроме того, дизайн, габариты и вес также влияют в какой-то степени на выбор. Немаловажную роль при прочих равных условиях играет также наличие сервисных возможностей — подключение дополнительных акустических систем, пульта дистанционного управления, системной шины, позволяющей управлять другими блоками вашего комплекса (например, тюнером или видеомагнитофоном) и наконец просто присутствие сетевых розеток на задней панели аппарата. Они позволят легко подключить эти самые другие блоки. Какое-то влияние на выбор может оказать естественно и имя самой фирмы или конструктивные особенности выбираемого усилителя, например, применение в выходных каскадах полевых транзисторов или режима работы выходного каскада или другие более тонкие материи. В какой-то мере в данном тесте есть ответы и на эти вопросы. Естественно, невозможно учесть все нюансы выбора, но основное направление проводимые тесты вполне намечают, и последнее слово остается, конечно, за самим пользователем. А выбор усилителя с возможностями, перекрывающими минимальные требования, позволит избежать дополнительных трат.

Представленные в тесте десять аппаратов имеют высокие параметры, что, впрочем, характерно для данной ценовой категории и подтверждает тенденцию улучшения характеристик с течением времени. И что раньше считалось привилегией очень дорогой аппаратуры, сейчас становится принадлежностью более доступной. Практически все усилители подтвердили заявленные параметры даже с достаточным запасом. Исключение составляет величина максимальной выходной мощности, которая у некоторых аппаратов не достигала заявленных значений. Это вполне может объясняться, кроме недостаточной мощности трансформатора источника питания, еще и тем обстоятельством, что все представленные усилители рассчитаны на напряжение питающей сети 230 вольт, а как известно, российское напряжение составляет 220 вольт, поэтому это естественно вызывает некоторое уменьшение выходной мощности. Впрочем, это практически никак не сказывается в конечном итоге на звуке, высокое качество которого продемонстрировали все представленные усилители. В процессе тестирования использовались фрагменты различных музыкальных произведений, и лишь небольшие нюансы при попарном сравнении аппаратов позволили выявить лидера этой части теста. При этом звучание усилителей с более низкими оценками на самом деле не очень заметно отличается и слышится лишь при достаточно длительном сравнительном тестировании. Оценки остальных разделов теста определялись достаточно легко, так как все аппараты заметно отличались друг от друга по этим параметрам. Количество функций и возможностей оказалось наибольшим у усилителя АХ-590 фирмы Yamaha. Лишь незначительно ему уступили усилители фирм Denon и Luxman.

Возможности других аппаратов существенно ниже. Конструктивное исполнение и связанный с ним дизайн у усилителей более консервативен, чем, например, у музыкальных центров. Поэтому этим и объясняется наивысший балл у Denon и Yamaha. Разумеется, покупатель выберет аппарат, который нравится именно ему, и вполне возможно, что решающим при этом окажется своеобразный, особо модный дизайн ELEKTRA E10 фирмы Musical Fidelity. Немаловажное значение имеет цена, и разумеется, многие покупатели отдадут предпочтение менее дорогому усилителю при условии, что основные параметры у него на высоте. В нашем случае таким оказался усилитель Onkyo A-9310. Он и получает приз симпатий. А по сумме всех наших критериев победителем стал усилитель YAMAHA АХ-590.


апрель 1997
Hosted by uCoz