Журнал Stereo & Video

AV-ресиверы Высшая кинопроба

По нашему глубокому убеждению, цена в тысячу долларов олицетворяет рубеж, отделяющий поддающиеся объективному сравнению ресиверы массового производства — от штучной продукции класса High End. Сумма для столь сложного устройства сравнительно небольшая (например, для телевизора этот рубеж выражается суммой, в три раза большей). С одной стороны, это говорит о демократизации домашнего кинотеатра, с другой — предъявляет к 1000-долларовому AV-ресиверу весьма высокие требования. Попросту говоря, такой аппарат должен реализовывать все, что заложено в современные стандарты домашнего кинотеатра, и даже обладать некоторой избыточностью — тем, что англичане называют futureproof (буквально «защита от будущего»), то есть быть готовым к последующему изменению AV-стандартов. Итак, чего мы ожидаем от участников теста?

Динамический и частотный диапазоны саундтреков современного кино очень широки, в связи с чем для уверенного их воспроизведения в помещении любого объема и через любые АС (даже подобранные по совету дизайнера, а не по акустическим характеристикам) можно добиться только, если мощность усилителя превышает 120 ватт на канал при значительном коэффициенте демпфирования. Серьезнейшие требования предъявляются и к источнику питания, в первую очередь, по способности отдавать большой ток для достоверного озвучивания динамичных эффектов с большим количеством баса.

Ресивер за $1000 должен декодировать и полностью (без «фантомных» ухищрений) озвучивать сигнал любого формата, вплоть до новейших Dolby Digital EX и DTS ES Matrix/Discrete, требующих шесть каналов усиления. Иными словами, в нем должно быть как минимум шесть усилителей (ТНХ-требования, в частности семь каналов усиления, мы не предъявляем). Разумеется, AV-ресивер должен быть по-настоящему универсальным — одинаково хорошо воспроизводить как многоканальные, так и стереофонические записи.

Точность настроек в многоканальной системе чрезвычайно важна. Поэтому желательно, чтобы аппарат давал возможность изменять громкость и задержки с малым шагом по каждому каналу: соответственно 0,5 дБ и 10–15 см против 1 дБ и 30 см (как у более дешевой техники). Другими словами, чем короче шаг регулировки, тем лучше. В связи с этим стоит ожидать от аппарата разветвленной системы экранных меню, облегчающих настройку.

Отдельная строка — коммутационные возможности. Ресивер высшего класса должен позволять владельцу манипулировать сигналами примерно с десятка источников, причем сигналы эти могут быть самыми разными: от цифрового аудио (в электрическом или оптическом виде) до компонентного видео (к сожалению, ресиверов, способных управлять RGB-сигналом, пока нет). Рационально иметь AV-вход, включающий разъем для подачи цифрового сигнала, на передней панели ресивера, для подключения видеокамеры или игровой приставки последнего поколения. Совершенно необходим 5.1-вход — для воспроизведения записей SACD и DVD Audio. Приветствуется 5.1–6.1-выход с предусилителя, который позволит дополнительно нарастить мощность системы путем подключения оконечных усилителей.

Многого вправе ждать потребитель и от пульта дистанционного управления. Устройство должно быть предельно эргономичным, то есть удобным в пользовании, не перегруженным кнопками, и вместе с тем давать возможность управления не только самим ресивером, но и другими компонентами домашнего кинотеатра, причем от любого производителя. Эти проблемы решаются путем создания программируемых или обучаемых пультов ДУ. Значит, алгоритм обучения или процедура программирования не должны быть громоздкими. Противоречивые условия, не так ли? Тем интересней наблюдать, как разработчики с ними справились.

Комментарий

Коммутационные особенности для аппаратов высшей ценовой категории важны чрезвычайно, поэтому к задней панели стоит присмотреться внимательно. Клеммы для подключения и основных, и дополнительных колонок у всех ресиверов винтовые, что для техники такого уровня — норма. Обратите внимание, что клеммы Onkyo разноцветные (требование новейшего стандарта, призванное облегчить «сборку» AV-системы). Чемпион по входам цифрового сигнала — Yamaha (пять оптических, два коаксиальных), наименьшее их число у Onkyo и Pioneer (по четыре). Гнезда оптического цифрового сигнала у всех участников теста — современной конструкции с откидной шторкой (а не с заглушкой, которая имеет свойство теряться). Все модели оборудованы сквозным каналом по оптическому цифровому сигналу (Yamaha — даже двумя), а Marantz и Onkyo — еще и по коаксиальному. Вход Phono для подключения проигрывателя «винила» есть у Onkyo и Yamaha; 7.1-вход/выход — у Pioneer и Sherwood (остальные аппараты имеют 6.1-вход/выход). Onkyo имеет довольно запутанную систему сквозных каналов для AV-входов и вход 6.1, совмещенный с AV-входом DVD (у остальных ресиверов он независимый). Marantz имеет гнезда для двух фирменных информационных шин и линейный выход Multi с возможностью переадресовки на него аудиосигнала с любого источника. Компонентным видеосигналом способны управлять все аппараты, кроме Pioneer, который, кстати, оборудован малошумящим вентилятором охлаждения. Отключаемых сетевых розеток у Marantz, Pioneer и Sherwood — по одной, у Onkyo и Yamaha — по две. Сетевой кабель Marantz Sherwood и Yamaha — компьютерного типа; у остальных аппаратов он несъемный.

S&V-совет

Результаты тестирования экспертов порадовали: практически всем сформулированным вначале жестким требованиям AV-ресиверы соответствуют. Их фактическая мощность превышает 120 Вт на канал, они декодируют сигналы 6.1-форматов. Много внимания разработчики уделили повышению точности регулировок и превращению ресивера в коммутационный центр расширенной AV-системы, в том числе по отношению к озвучиванию дополнительного помещения.

-Звучание-

За последние девять месяцев наши эксперты протестировали AV-ресиверы трех основных ценовых категорий. Выявилась любопытная закономерность: чем выше стоимость соискателей, тем ощутимей индивидуальность в их звучании. Это объясняется, по-видимому, тем, что при создании дорогих моделей разработчики меньше стеснены требованиями снижения себестоимости. Если в бюджетных моделях применяют наиболее экономичные, зачастую стандартные схемотехнические решения, то в топ-классе простая целесообразность уступает место более дорогим комплектующим. Отсюда и характерные особенности в звучании ресиверов.

Marantz с особым удовольствием отрабатывает так называемый мид-бас (диапазон 100–200 Гц), тем самым усиливая эффект присутствия и наделяя саундтрек дополнительной масштабностью. Однако при воспроизведении самых насыщенных сцен (для тестирования использовался DVD «Гладиатор» Signature Edition; звуковая дорожка в формате DTS ES Dicrete 6.1) достоверность несколько снижалась. При озвучивании музыкальных записей ему лучше всего удавалось передать напряженный ритм современной танцевальной музыки и произведений рок-групп типа Depeche Mode.

Onkyo тяготеет к точности. Он настолько беспристрастен, что поначалу эксперты заподозрили в нем излишнюю сдержанность. Однако первый же динамичный эпизод рассеял подозрения — ресивер не обходил вниманием ни один нюанс, но и ничего не подчеркивает с избытком. Рельеф и масштаб возникают как бы сами собой, ресивер с легкостью необыкновенной доносит до слушателя замысел звукооператора. Ни максимальное (6.1) число каналов, ни их предельная информационная насыщенность не заставали ресивер врасплох. Поэтому как должное эксперты восприняли и тот факт, что Onkyo безукоризненно воспроизводит и сложнейшие симфонические произведения, и простейшие электронные треки.

После столь мощной заявки задача скромного (по цене, во всяком случае) Pioneer’a казалась почти неосуществима. Тем не менее он составил достойную конкуренцию более дорогим соискателям. Насыщенный саундтрек «Гладиатора» ресивер отработал практически с той же легкостью. Единственным признаком того, что аппарат работает все-таки на пределе возможностей, был бас — чуть расплывчатый, но не настолько, чтобы заметно снизить общее благоприятное впечатление. Что касается музыкальных записей, то ресиверу удавались любые, за исключением, быть может, наиболее сложных классических.

Не столь эффектными оказались звуковые кинопробы Sherwood’a. В составе системы из шести полнодиапазонных АС без сабвуфера ресивер создавал картину, среднюю по точности локализации — недостаток, ощутимый особенно в тыловой плоскости. При подключении басовика положение значительно улучшилось: аудиокартина обрела четкость, траектории движения объектов проступили рельефнее. Причина — не только в облегчении работы усилителей мощности, но и в особенностях работы декодера: настоятельно рекомендуем учитывать этот момент при назначении акустики в меню Setup. Стереозвук воспроизводится уверенно, в особенности удаются концертные записи рок-групп (атмосфера диска Deep Purple Made In Japan ощущалась явственно).

Как очень удачное мы оценили выступление ресивера Yamaha. Его конек — точность локализации и умение работать с массой звуковых нюансов. Он как бы заново открыл для экспертов саундтрек к «Гладиатору», выявив подробности, которые раньше оставались на заднем плане. В результате звуковая картина обрела предельную четкость и рельеф. Великолепно передавалась динамика. Местами, если и ощущались некоторые упрощения в представлении особо масштабных сцен, то причину мы видели в необходимости более тщательно подходить к выбору акустики. Хотя, как вы понимаете, такую рекомендацию можно давать в отношении большинства участников теста.

-Конструкция-

В том, что аппараты такого класса сильно различаются по конструкции, ничего удивительного нет. Pioneer и Sherwood оснащены семью каналами усиления, Marantz, Onkyo и Yamaha — шестью. Все AV-ресиверы имеют возможность подключения дополнительной пары колонок, выходы/входы многоканального линейного сигнала (7.1 — для Pioneer и Sherwood, 6.1 — для Marantz, Onkyo и Yamaha). У Onkyo этот вход совмещен с AV-входом DVD; у остальных аппаратов он независимый. Наибольшее число входов цифрового сигнала — семь — у Yamaha; наименьшее — четыре — у Onkyo и Pioneer, причем предпочтение всегда отдается оптическому сигналу (например, у Onkyo всего один коаксиальный вход). Сквозной канал по цифровому сигналу присутствует у всех аппаратов, что облегчает перезапись, например, с CD на MD. На мультимедийное использование рассчитаны, в первую очередь, Onkyo, Sherwood и Yamaha, имеющие оптический вход цифрового аудиосигнала с передней панели, что облегчает подключение игровой приставки последнего поколения. Компонентным видеосигналом управляют все аппараты, кроме Pioneer. Вход Phono для подключения проигрывателя «винила» имеют Onkyo и Yamaha. Наконец, симпатичной «дверцей» на передней панели оборудованы Pioneer и Yamaha.

-Функции-

Здесь отличия скорее качественные, нежели количественные. Впрочем, одно из главных — число тыловых АС, которые способен озвучивать ресивер, определяется именно числом каналов усиления. ТНХ-сертифицированный Pioneer и Sherwood рассчитаны на подключение до четырех тыловых АС (в том числе двух тыловых задних громкоговорителей), однако допускают работу и с тремя (в том числе с одной тыловой задней АС, которую в этом случае правильно назвать тыловым центральным громкоговорителем). Не всякий потребитель имеет возможность оборудовать домашний кинотеатр семью колонками (тем более что подавляющее большинство DVD-записей выполнено под 5.1-стандарт — классический набор «пять АС плюс сабвуфер»). Так что же, двум каналам усиления суждено молчать? Отнюдь нет, им найдено остроумное применение: у Pioneer’a их можно «бросить» на озвучивание фронтальной стереопары (знатоки подключат колонки способом bi-amping), а у Sherwood’a — на работу во второй зоне (подать на эти усилители сигнал с любого входа, а подключенные к ним АС разместить в другой комнате). Надо сказать, «мультирумность» занимала разработчиков основательно.

Например, Marantz, не имеющий потенциально «безработных» каналов усиления, оснащен возможностью переадресации сигнала с любого входа на линейный выход Multi, к которому можно подключить дополнительный усилитель для работы в другом помещении. У Onkyo и Sherwood’a предусмотрена возможность подключения внешнего приемника ИК-лучей, позволяющая разместить ресивер в закрытой стойке или управлять им из другого помещения. Немалые усилия вложены и в обработку исходного цифрового сигнала. Pioneer имеет фирменную систему Hi-Bit-sampling и декодирует DTS-сигнал 24 бита/96 кГц, а Onkyo и Yamaha способны обрабатывать сигнал еще точнее (24 бита/192 кГц). Декодера DTS Neo:6 для воспроизведения сигнала с видеокассеты через шесть или даже семь колонок нет только у Marantz — ее заменяет декодер CS-5.1 фирмы SRS Labs. Наибольшее число DSP-режимов, как всегда, у ресивера фирмы Yamaha: только основных 11, а если учесть все регулируемые параметры, их число превысит 50. Возможность переназначения входов есть у всех ресиверов, а Sleep-таймер — у всех, кроме Pioneer’a. Автозапоминанием станций наделены тюнеры Marantz и Yamaha (с возможностью последующей сортировки — подобно тому, как это реализовано в телевизорах), прямым вводом частоты — только Pioneer, а возможностью ввода названий — Marantz (восемь знаков) и Pioneer (четыре знака). Диапазон ДВ есть только в тюнере Marantz.

-Управление-

Систему экранных меню (OSD) имеют все аппараты, кроме Pioneer. По информативности OSD модели примерно одинаковы. Алгоритмы управления достаточно прозрачны у всех ресиверов, хотя возможности упростить (или хотя бы упорядочить) процедуру инсталляции далеко не исчерпаны. В частности, Marantz нельзя настроить, не подключив к телевизору. Наилучшая эргономичность у пультов Pioneer и Yamaha (сочетает возможность программирования с возможностью обучения). Пульт Marantz только обучаемый (не лучшее решение), однако наличие ЖК-дисплея позволяет уменьшить число кнопок. При работе с пультом Onkyo трудно приноровиться к джойстику (часто вместо Enter выбирается ненужная опция). В этом смысле пульт Sherwood продуман лучше, но смещенный вперед центр тяжести затрудняет пользование. Задержка сигнала всех каналов наиболее точно регулируется у Pioneer и Yamaha поскольку шаг изменения эквивалентен всего 10 см и 15 см соответственно (против 30 см у конкурентов). У Onkyo нельзя отрегулировать громкость и задержку для каждого канала по отдельности.

-S&V-эффект-

Подводить итоги испытаний оказалось очень непросто. Несмотря на различные подходы конструкторов к аппаратам — компоновку, расчет на преимущественное использование AV-ресивера в той или иной области домашних развлечений, к финишу соискатели пришли с довольно близкими показателями.

Параметров, из которых складывались оценки, — великое множество, мелкие недостатки в одной области зачастую компенсировались достоинствами в другой. Onkyo покорил наших экспертов по-настоящему точным Hi-Fi-звучанием, однако он слишком многое унаследовал от младшей модели TX-SR600 (см. №11, 2002), в том числе систему стартовой настройки (она выглядит скромной для аппарата стоимостью $1200). Marantz невозможно инсталлировать без вывода на экран системы экранных меню. Претендующей на 7.1-эксклюзивность модели от Sherwood требуется более «легкая» акустика (гладкий импеданс и высокая чувствительность). Ресивер Yamaha удостоился благосклонности экспертов, в первую очередь, за восхитительную гармонию: равновесие между качеством усилительного тракта, функциональной насыщенностью и хорошо продуманным управлением. Есть у него и еще одно несомненное достоинство — общая добротность конструкции. Иными словами, фирма не замахивалась слишком широко, а прекрасно знала, к чему стремиться.

По нашему мнению, самые передовые решения, причем совершенно не в ущерб звучанию, реализованы в относительно недорогом аппарате Pioneer, который в результате и стал лидером. За компоновкой ресивера чувствуется присутствие трезвых специалистов, работающих не на пресловутый sale point, а на создание по-настоящему качественного продукта.


Hosted by uCoz