Журнал Stereo & Video

AV-ресиверы AV-ресивер - между эфиром и кино

Владимир БОЛОТНИКОВ

Кризис, возникающий в любой области нашей жизни или техники, оборачивается в конце концов ее бурным развитием. В звуковом кино это привело к появлению системы многоканального звука Dolby Stereo, которая создала в кинотеатрах совершенно новую атмосферу и резко увеличила приток зрителей. Как известно, большую часть информации (около 80%) человек получает при помощи зрения и слуха, поэтому яркое цветное изображение и многоканальный высококачественный звук оказывает ошеломляющее впечатление. Один и тот же фильм, воспроизведенный в условиях прекрасно оборудованного кинозала и в условиях обычного видео дома — это совершенно разные фильмы по своему воздействию на зрителя. Неумолимый технический прогресс предоставил возможность перенести атмосферу этого зрелища в каждый дом, создав домашний кинотеатр. Основа его — процессор Dolby Pro Logic. Любая другая аппаратура, не имеющая этого, не сможет создать настоящего эффекта объемного звучания с перемещением звуковых образов не только в плоскости экрана, но и через всю вашу комнату. AV-ресивер — это одно из таких устройств, содержащее, кроме пятиканального усилителя, декодера Dolby, еще и тюнер. Важная особенность такого устройства — возможность переключения аудио- и видеосигналов, что дает возможность управлять всеми входящими в состав домашнего кинотеатра блоками с одного пульта управления. Режим окружающего звучания SURROUND во всех тестируемых устройствах предлагается как в основном варианте Dolby Pro Logic, так и в нескольких дополнительных, позволяющих имитировать звуковую атмосферу соответствующего зала. Для достижения этого на тыловые каналы подается сигнал, задержанный относительно фронтальных каналов на время, регулируемое от 5 до 100 мс, в зависимости от режима. Используя физиологическую особенность человеческого восприятия звука, это позволяет очень естественно воспроизвести соответствующую звуковую картину в его голове. В режиме Dolby Pro Logic при помощи декодера из двух основных фронтальных каналов формируются два тыловых и монофонический центральный (так называемый диалоговый канал). При отсутствии центрального канала возможна его имитация основными стереоканалами. Большинство декодеров Dolby Pro Logic полностью аналоговые, но более совершенные модели ресиверов используют цифровой сигнальный процессор DSP для распределения аналоговых сигналов между каналами и их цифровую обработку. Также DSP дает возможность создавать большее количество вариантов окружающего звучания. Почти все тестируемые аппараты имеют традиционные регулировки громкости, тембра и баланса, индикаторное табло (отображающее все режимы работы ресивера), развитую систему коммутации и возможность подключения двух пар фронтальных акустических систем. Системная шина дистанционного управления, соединяющая все аппараты домашнего комплекса, позволяет управлять ими одним пультом для большинства ресиверов. Также многие аппараты имеют отдельный выход с предварительного усилителя для подключения активного сабвуфера, что позволяет им очень реалистично воспроизводить шумовые эффекты видеофильмов. Для корректной установки величины громкости фронтальных и тыловых акустических систем ресиверы имеют режим TEST. Тюнеры всех аппаратов имеют два диапазона AM (СВ) и FM (УКВ), но, к сожалению, ни один не имеет российского УКВ-1 (65,8-74 МГц). Настройка на станцию может осуществляться разными способами: автоматически, вручную, прямым набором частоты или из памяти, а некоторые и по кодам RDS.

В любом тесте объективная и субъективная стороны тесно связаны. Измерение параметров, конечно, относится к объективной части теста, а оценка качества звучания или, например, исполнения уже чисто субъективна. Но подход при оценке потребителем одного аппарата, например, CD-проигрывателя за 750 долларов, совершенно не совпадает с подходом другого, которому нужен AV-ресивер за 350. И мы стараемся встать на позиции покупателя тестируемого аппарата и дать вам с учетом нашего опыта если и не стопроцентную гарантию правильного выбора, что, как известно, не дает и страховой полис, но хотя бы верное направление. Для обычного слушателя главное звук, ну, а потом уже дизайн, функции и все остальное, если, конечно, не проводить рассмотрение аппаратуры с точки зрения замшелого технаря или дизайнера-концептуалиста, обитающего в башне из слоновой кости. Учитывая все это, потенциальный покупатель сможет выбрать аппарат, положившись на результаты наших тестов. Пятерки за звук получили модели, которые отличались ровным сбалансированным звучанием, мощным басом и прозрачной серединой. И в то же время ресиверы с излишне окрашенным звуком, что вряд ли кому-то покажется достоинством, были оценены ниже. Ряд моделей при оценке звучания в режиме AV-усилителя продемонстрировали практически идентичное звучание, что, как выяснилось позднее, было определено их поразительной конструктивной похожестью. При прослушивании радиопрограмм на прилагаемые комнатные антенны все ресиверы продемонстрировали достаточно качественный прием. Хотя вам, скорее всего, для полной реализации всех возможностей дома потребуется наружная антенна. Наивысший балл при оценке оснащения аппаратов оказался у ресивера AV-X200 фирмы AIWA, ибо количество функций и возможностей у него наибольшее в этом тесте. Оценки других ресиверов за этот параметр соответственно более низкие. Главное внимание при оценке конструктивного исполнения уделялось способности аппарата качественно выполнять свою основную задачу — обеспечивать во всех режимах высокое качество звука. Что касается неразрывно связанного с конструкцией дизайна, то главное здесь — удобство управления и соответствие моде. Впрочем, вы все равно выберите тот ресивер, который вас устроит по всем параметрам. Наивысший балл за возможности управления получил ресивер Yamaha RX-V390RDS, обладающий разнообразным управлением при максимальной простоте, наиболее полном и однозначном соответствии управления функцией ее индикации. По предоставляемым функциональным возможностям, внешнему виду и габаритам представленные ресиверы существенно отличаются, что и дает возможность предполагаемому владельцу выбрать наиболее понравившийся аппарат, учитывая результаты теста. И, наконец, большое значение имеет цена, и при прочих равных возможностях менее дорогой ресивер может получить преимущество у большего числа покупателей.

Несколько слов об условиях измерений параметров. Все тестируемые модели обладают достаточно высокими параметрами. Величина максимальной выходной мощности измерялась при одновременной работе двух каналов и установке регуляторов тембра в нейтральное положение, а регулятора громкости в положение, соответствующее искажениям в 1%. При этом сигнал с испытательного генератора подавался на вход двух основных каналов, нагруженных на сопротивление величиной 8 ом. Все аппараты в этом режиме показали меньшую выходную мощность по сравнению с заявленной. Предположительно это можно объяснить недостаточной мощностью источников питания моделей, и что заявленные фирмами параметры измерялись при нагрузке одного канала. Что косвенно и подтвердилось при контрольном измерении, когда мощность даже немного превышала заявленную. При измерении искажений выходная мощность устанавливалась на уровне половины от максимальной (на уровне -3 дБ). Частотные характеристики всех ресиверов практически совпали с заявленными, все параметры были в пределах разрешающей способности измерительной аппаратуры. Предпочтение было отдано по совокупности звучания, возможностей, параметров и, не в последнюю очередь, цене ресивера Aiwa AV-X200. И еще пара ресиверов за их высокие показатели при хорошем звучании отмечена призом симпатий: Kenwood KR-6080 и Yamaha RX-V390RDS.


февраль 1997
Hosted by uCoz