МЕНЮ
|
Возможно ли иметь дома хороший звук?Дмитрий Свобода Большинство читателей этого журнала, вероятно, имеют представление о том, что такое звук. Другие знают о нем мало. Да и возможно не хотят знать, поскольку их интересует только его использование. И действительно, нужно ли знать, как производятся краски для того, чтобы ими рисовать? Однако, все мы умеем считать свои деньги и хотим дома иметь хорошее, радующее нас звучание.
Достижимо ли это? Давайте разберемся. Качество звучания - это субъективная оценка. Оно зависит и от класса звуковой аппаратуры, и от акустических свойств помещения, где происходит прослушивание, и от того, как Вы слушаете музыку - на бегу или специально, но главным образом - от умения правильно воспринимать звук.
Всегда ли мы понимаем, почему одна звуковая картина нам нравится, а другая нет? Можно затратить очень большие деньги на аппаратуру класса Hi-Fi или даже High End, но не получить должного удовольствия от ее звучания. И наоборот.
Более того, статистика показывает, что многие предпочитают среднее качество звучания лучшему. Большая масса людей, причисляющая себя к любителям Hi-Fi, в действительности отдает предпочтение акустическому ящику, который звучит именно, как ящик, а качество звучания, превращающее жилую комнату в уголок концертного зала, они считают нарушающим покой.
Для правильного и приятного восприятия музыки в домашних условиях хочу порекомендовать следующее:
1. Научить себя правильно различать искажения, возникающие в тракте звуковоспроизведения.
2. Организовать для себя контрольное прослушивание на высококачественном (желательно профессиональном) акустическом оборудовании для получения реальной оценки качества звучания.
3. Создать в жилой комнате, где
установлена или будет установлена звуковая аппаратура, насколько возможно наилучшие акустические условия.
4. При приобретении звуковоспроизводящей аппаратуры для домашнего прослушивания руководствоваться собственным мнением, даже если оно и не совпадает с мнением продавца.
Обратимся теперь к рассмотрению основных видов искажений, мешающих нормальному восприятию звука. При этом будем рассматривать не только искажения акустических систем, но и те искажения, которые могут возникать во всем звуковом тракте.
Искажения - это нежелательные изменения формы (и, следовательно, звучания) сигнала. Они возникают вследствие несовершенства аппаратуры. К основным видам искажений относятся нелинейные, интермодуляционные, частотные и фазовые искажения.
Нелинейные искажения являются наиболее знакомыми и неприятными. На слух они ощущаются, как хрип и сип. Попробуйте, например, увеличить уровень записи в Вашем магнитофоне так, чтобы зайчики индикаторов уровня записи устойчиво держались в красном секторе. В общей «каше» хриплых звуков с трудом угадывается основная мелодия. Это и есть нелинейные искажения (перемодуляция), которые проявляются в изменении формы звукового сигнала из-за непропорциональной передачи различных его значений. В результате, в спектре выходного сигнала возникают новые составляющие, изменяющие его звучание. Такими новыми составляющими являются гармоники и так называемые комбинационные частоты. Гармоники изменяют тембральную окраску, т.е. меняют характер звучания первоначального звукового образа, но обычно не делают характер самого звучания неприятным. Комбинационные же частоты, как правило, являются причиной диссонансного звучания.
Именно из-за этого нелинейные искажения относят к наиболее неприятным.
О величине нелинейных искажений судят по относительной величине новых составляющих - продуктов нелинейности. Измеряют ее в процентах. У современных усилителей мощности эта величина, обозначаемая как коэффициент гармонических искажений, обычно составляет 0,05%-0,1%. Для громкоговорителей она лежит в пределах 1%-1,5% и обычно незаметна на слух. Но величина в 3% -5% делает звуковоспроизведение малоприятным.
Искажения интермодуляционные - один из видов нелинейных искажений, характеризующийся возникновением модуляции (биений) высокочастотных составляющих сигнала низкочастотными. На слух они воспринимаются искаженным звучанием высокочастотных составляющих звука, что объясняется располагающимися рядом с ними комбинационными частотами. Этот вид искажений обычно встречается в громкоговорителях и определяет чистоту звука.
Модуляционные искажения -изменение формы сигнала вследствие паразитных колебаний. В магнитофонах они проявляются из-за неравномерности движения магнитного носителя или из-за нестабильного контакта магнитной ленты с головкой. В проигрывателях грампластинок (LP)-из-за биений или неравномерного вращения маховика. На слух это проявляется как детонация (медленное ритмическое изменение высоты тона). Модуляционные искажения становятся особенно заметны при прослушивании одиночных инструментов, особенно рояля.
Частотные искажения - изменение передачи уровня сигнала на отдельных участках всего частотного диапазона. Например, загрязненная головка в магнитофоне сделает характер звучания «глухим» в области верхних звуковых частот. Наиболее распространенными частотными искажениями являются потери высоких и низких звуковых частот из-за ограниченного диапазона пропускания частот в усилителях мощности, магнитофонах и акустических системах. Особенно неприятной и заметной является большая неравномерность частотной характеристики громкоговорителей в области средних звуковых частот. На слух это проявляется в неестественно резком характере звучания инструментов.
Фазовые искажения - изменение формы сигнала на выходе звуковоспроизводящей аппаратуры по отношению к входному сигналу из-за неравномерности сдвига фаз. При монофонической звуковой картине фазовые искажения не имеют значения, т.к. на слух они не замечаются. При стереофонической передаче сдвиг фаз между сигналами стереоканалов приводит к перемещению источника сигнала в звуковой картине. При сложении сигналов левого и правого каналов - к частотным искажениям. Например, в общем звучании оркестра какой-нибудь инструмент может «провалиться» на второй или третий план в глубину. Поэтому к стереофонической аппаратуре предъявляются дополнительные требования - равные фазовые сдвиги в каналах.
Попробуйте, пользуясь приведенным перечнем, научиться правильно отличать искажения друг от друга. Если Вы подойдете к этому достаточно серьезно, то через некоторое время заметите, что это достаточно просто.
Теперь поговорим о том, как научиться правильно оценивать качество звучания. Качество звука, которое приемлемо и предпочтительно для слуха, почти всецело зависит от того, к чему слушатель привык. Очень немногие люди с натренированным слухом могут судить о качестве звука с разумной точностью и в объективных выражениях.
Главным препятствием для получения хорошего звучания чаще всего бывает недостаточно качественная акустическая система. И это не случайно. Проектирование хорошей акустической системы представляет собой очень сложную задачу, связанную со многими чисто физическими ограничениями. Главной проблемой обычно является воспроизведение наинизших частот звукового диапазона. На этих частотах громкоговоритель должен излучать довольно длинные звуковые волны. Если на частоте 300 Гц длина звуковой волны чуть более метра, то на частоте 30 Гц она составляет уже 11 метров. Диффузор громкоговорителя, двигаясь вперед, создает волну сжатия. Но в то же самое время на задней стороне диффузора возникает волна разряжения, и если скорость движения диффузора невелика, то воздух просто перетекает от передней стороны диффузора громкоговорителя к задней, не создавая звуковой волны в окружающем пространстве. Самый простой способ улучшить воспроизведение низких звуковых частот -поместить головку громкоговорителя на акустический экран больших размеров. Экран эффективно действует до тех пор, пока расстояние от передней стороны диффузора до задней, измеренное в обход края экрана, будет больше половины длины звуковой волны, т.е. для упомянутой нами частоты 30 Гц нужен экран со стороной 5,5 метров.
Конечно, если очень хочется реально воспроизвести эту частоту, можно просверлить отверстие в стене, разделяющей две смежные комнаты, и установить в этом отверстии головку громкоговорителя.
Ну, а если серьезно?
Если загнуть края экрана, получится коробка без задней стенки. Можно сделать корпус коробки побольше, а те низкие частоты, которые все-таки воспроизводятся плохо, «поднять» в усилителе звуковой частоты. Так в свое время делали, чтобы понизить диапазон воспроизводимых частот до 70 - 60 Гц.
Современные акустические системы изготавливаются с закрытой задней стенкой и обрабатываются внутри звукопоглощающим материалом. Таким образом устраняется акустическое «короткое замыкание» на низких частотах и улучшается качество воспроизведения. Однако, низкий К.П.Д. громкоговорителя, который, как известно, ниже, чем у паровоза, при использовании закрытого ящика уменьшается еще вдвое. Поэтому приходится решать целый ряд проблем, связанных с увеличением отдачи головок громкоговорителей.
Конструкции акустических систем действительно очень сложны, и их рассмотрение выходит за рамки этой статьи. Поэтому мы вернемся к рассмотрению критериев оценки качества звучания. Разница между хорошей и плохой акустической системой заключается в том, что хорошая доводит до слушателя наибольшую часть первоначального замысла композитора и звукорежиссера. Поэтому потенциально хорошая акустика дает возможность получить большее удовольствие от прослушивания звуковой программы или, по крайней мере, более утонченное удовольствие. Это особенно важно для восприятия не только классической, но и яркой современной поп-музыки.
Постарайтесь послушать музыку с использованием заведомо хороших акустических систем, желательно в профессиональной звуковой студии. И, если это возможно, начните с прослушивания звучания отдельных инструментов. Начните с записи ударной установки. Послушайте общее звучание. Привыкните к звуку. Не торопитесь. Обратите внимание на конкретное и насыщенное звучание самых низших звуковых частот. Сравните этот звук с тем, что встречался Вам ранее. Сделайте для себя выводы. Бас должен быть четким и плотным. Он ни в коем случае не должен быть бубнящим. Бас, как правило, является главным украшением звуковой картины.
Обратите внимание на звучание «меди» - тарелок, хай-хета, колокольчиков. Они должны звучать очень четко и ярко. В звукорежиссуре такое звучание называется «серебром». Прислушайтесь к нему повнимательнее. Именно здесь при плохой звукоусилительной аппаратуре и плохих акустических системах появляются искажения в виде «каши».
Теперь возвратитесь опять к прослушиванию низких частот. Послушайте, как звучат литавры. Высококачественная акустическая система воспроизводит не бубнящий общий низкочастотный гул, а отдельные удары по инструменту. Очень полезно для правильного восприятия звуковой картины прослушать звучание игры смычком на контрабасе.
И последние советы:
- не следует приобретать дорогие высококачественные акустические системы, если источником музыкальных программ является аппаратура низкого класса;
- если Вы решились приобрести хорошие акустические системы для дома, то доверяйте больше своему слуху и музыкальному вкусу, а не ценникам и советам продавцов в магазинах.
Главное, чтобы звучание Вас радовало! |
|
|||
|