Журнал Stereo & Video

Усилители Не числом, а умением

Константин БЫСТРУШКИН, Лариса СТЕПАНЕНКО

Сегодня считается хорошим тоном изготавливать Hi-Fi-аудиотехнику высокого класса непременно в двух- (или даже в трех-) блочном исполнении. И действительно, практически все топовые модели CD-проигрывателей и подавляющая часть «верхних» моделей усилителей большинства известных фирм-изготовителей выполнены в двух раздельных корпусах. Да что усилители, если даже дорогие модели проигрывателей виниловых грампластинок — и те норовят «отпочковать» в отдельное устройство блок питания. Что это: технически обоснованное конструктивное решение, мода или просто-напросто тонкий психологический расчет производителей аудиотехники по выуживанию у покупателей «лишних» денежек на раздельные корпуса, блоки питания и другие дублирующие узлы и блоки двойных компонентов? Никто не будет спорить, что маркетинговые соображения при решении вопроса о «раздвоении» Hi-Fi-компонента играют далеко не последнюю роль, так как двухблочники — это всегда «круче», чем интегральные Hi-Fi-компоненты. Если разница в их стоимости не является чрезмерно большой, двухблочники покупаются гораздо охотнее. Пример тому — старшие модели усилителей Technics серии SU-Axx, которые теперь выпускаются только в двухблочном исполнении и поэтому выигрышно смотрятся на фоне интегральных усилителей других фирм в тех же ценовых категориях. Но основной причиной «деления на 2» усилителей низкой частоты (впрочем, как и остальных Hi-Fi-компонентов) является техническая целесообразность размещения в разных «упаковках» малосигнальных и сильноточных цепей для исключения их взаимного влияния друг на друга. Такой «изоляционизм» для усилителей низкой частоты полезен еще и тем, что существенно облегчает тепловой режим малосигнальной части усилителя. В самом деле, так как мощные оконечные каскады усилителя во время работы имеют склонность весьма существенно нагреваться (особенно, если оконечный каскад работает в классе А или АВ), то в интегральных усилителях малосигнальному усилителю приходится работать в атмосфере «горячего цеха», что не идет ему на пользу (уменьшается стабильность и возрастают шумы). И наконец раздельные источники питания со своими отдельными силовыми трансформаторами предварительного усилителя (далее — «преда») и оконечных усилителей мощности (далее — «мощник») практически полностью исключают взаимные помехи между ними по цепям питания. Поэтому, если, например, для CD-проигрывателей преимущества двухблочной компоновки не столь очевидны (может существенно возрасти джиттер при передаче цифровых данных с блока транспорта на блок внешнего ЦАП), то превосходство двухблочной компоновки усилителей низкой частоты перед интегральными (одно-блочными) усилителями ни у кого не вызывает сомнения. Они уступают интегральным лишь по массогабаритным параметрам и имеют несколько большую цену, но такая плата за улучшение их параметров вполне оправдана.

Подавляющая часть современных компонентных усилителей низкой частоты выпускается в двухблочном варианте: предварительный двухканальный усилитель и оконечный сдвоенный усилитель мощности. Особо «крутые» усилители выпускаются в трехблочном исполнении: с двумя раздельными усилителями мощности (моноблоками). А уж совсем «наикрутейшие» модели могут иметь еще один дополнительный внешний блок — корректирующий усилитель для проигрывателя виниловых грампластинок. Благодаря модульной конструкции, компонентные усилители при использовании одного предварительного и пары оконечных усилителей позволяют реализовать подключение к акустическим системам в режиме bi-amping, при котором НЧ/СЧ и ВЧ-громкоговорители работают от отдельных усилителей. Для этого практически все модели предварительных усилителей имеют не менее двух пар выходов для подключения усилителя мощности. Широкие возможности изменения конфигурации архитектуры компонентного усилителя позволяют легко осуществлять upgrade вашего аудиокомплекса путем замены на более совершенные модели как предварительного усилителя, так и усилителя мощности. Это дает возможность существенно увеличить срок его службы и обеспечить гибкость вашей аудиосистемы.

Итак, что можно ожидать от современных двухблочных усилителей, и насколько оправдана их покупка по сравнению с интегральными усилителями? Для ответа на этот вопрос был проведен тест семи моделей двухблочных усилителей в ценовой категории от $1000 до $2000. Усилители, попадающие в этот ценовой диапазон, относятся к «верхнему» Hi-Fi и являются пограничными моделями на стыке (очень условном!) аудиотехники категории Hi-Fi и High End. Шесть моделей выполнены в «стандартном» двухблочном конструктиве, а усилитель Musical Fidelity Х-Рге/Х-А50 имеет два раздельных одноканальных усилителя мощности и отдельный источник сетевого питания для предварительного усилителя. Поэтому, если строго подходить к подсчету количества его блоков, то он является даже не трех-, а четырехблочным(!) усилителем. Такая вот подобралась у нас сегодня компания.

В качестве источника звукового сигнала при проведении теста был использован также двухблочный (а как же иначе!) CD-проигрыватель Proceed в составе: CDD (транспорт) и DAB (ЦАП). Оценка качества звучания проводилась при помощи напольных акустических систем Boston acustic VR30. Для межблочных соединений были использованы кабели Vampire, так как стандартные, входящие в комп- ] лею-усилителей, могут пригодиться только для проверки функционирования, а отнюдь не для долговременного прослушивания. Акустика подключалась к выходу усилителя кабелями Monitor cobra silver с разъемами типа «банан» и без оного. Перед началом прослушивания все усилители были предварительно основательно прогреты на эквиваленте нагрузки громкоговорителей и на испытания поступали «еще тепленькими».

Оценка качества звучания проводилась при прослушивании «фирменных» CD с записью музыкальных произведений самых различных жанров: от популярной оркестровой музыки до классики. В частности, были использованы следующие редакционные CD: Paul Mauriat — Nostaljazz — Philips 512 146-2 DDD 1992 PHONOGRAM; «Romantic Love songs» (Austro-Mechana CD 156/044) и «Famoust balet» vol.1 («The rose collection»/Elar music a/s 1992). Для оценки динамических характеристик усилителей, т.е. их способности воспроизводить резкие перепады громкости сигнала, использовался CD «The Rite of spring Les Noces» (Igor Stravinsky) 1993 Clarity Recording CCD-1005 Oakland Symphony Crorus, записанный двухмикрофонным способом и имеющий экстремально широкий динамический диапазон звука.

S&V совет

Все тестируемые усилители можно условно разделить на несколько групп. Первую «тяжелую весовую» категорию образуют очень близкие по своим характеристикам и конструкции модели Yamaha CX-2/MX-2, Rotel RC-995/RB-990 ВХ, Denon PRA-SIO/ROA 3200 и NAD 116/216. Все эти модели имеют отличные технические характеристики, очень высокую выходную мощность и широкие функциональные возможности, включая систему дистанционного управления. И действительно, качество звучания всех этих моделей нисколько не разочаровывает.

Yamaha CX-2/MX-2 звучит удивительно мощно и раскованно. В этом усилителе все прекрасно: звук, конструкция, широкие функциональные возможности. Его единственным недостатком является чуть заметная упрощенность звучания усилителя на большой громкости. Однако нам так понравился этот усилитель, что мы с легким сердцем отдали ему Приз симпатий.

Rotel RC-995/RB-990ВХ — замечательный аппарат, который за «правильность» схемотехники и отменное качество изготовления вполне может считаться образцовым двухблочным усилителем высокого класса. Благодаря высококачественным комплектующим, и, в первую очередь, своему «фирменному» тороидальному трансформатору и «фирменным» электролитическим конденсаторам Rotel RC-995/ RB-990 ВХ — безоговорочный лидер теста по способности развивать на выходе просто чудовищные (не побоимся этого слова) значения мощности в нагрузку. Во время проведения измерений его статической выходной мощности мы не рискнули перейти рубеж в 200 Вт на канал из-за реальной опасности лишиться нашего эквивалента нагрузки громкоговорителей. Rotel легко взял планку в 200 Вт и явно готовился поставить абсолютный рекорд тестов «S&V». Судя по тому, как легко он воспроизвел громоподобные forte из Стравинского, сведения о его способности отдавать в нагрузку токи в 120 А на пиках громкости недалеки от истины. Это замечательный усилитель, и если ваши колонки имеют низкую чувствительность или обладают особо сложным входным импедансом, то, выбрав усилитель Rotel, вы, возможно, решите все ваши проблемы. Преградой могут стать только его относительно высокая цена да слегка разбалансированное звучание на нижних частотах. Хотя мы не исключаем, что с другими типами акустических систем преимущества Rotel могли бы проявиться более ярко и убедительно.

Denon PRA-S10/POA 3200 — во всех отношениях незаурядный усилитель. По эффектности дизайна и красоте стати он вполне тянет на победителя теста в номинации «дизайн». Качество его изготовления просто образцовое, и если вы хотите приобрести себе какой-либо солидно исполненный Hi-Fi-компонент, который бы не только хорошо звучал, но при этом еще украшал интерьер вашей квартиры, то обязательно обратите внимание на эту парочку от Denon. Многие слушатели даже и не заметят в его звучании каких-либо огрехов и будут получать удовольствие от его хорошо продуманной эргономики и солидного дизайна.

NAD 116/216 — великолепный усилитель, ладно скроенный и крепко сшитый. Качество его звучания является «потолочным» для серийно выпускаемых усилителей, и в нем практически невозможно найти недостатков. NAD показал удивительно яркое и мощное звучание, отличающееся необыкновенной натуральностью и достоверностью звуков, а также исключительной объемностью звуковой картины. Просто непонятно, как это фирма NAD ухитряется продавать такой замечательный усилитель по столь низкой цене. Если вы хотите наглядно услышать, что такое настоящий «английский звук», послушайте комбинацию NAD 116/216 и вам все станет ясно. И это наш второй Приз симпатий.

Другую достаточно четко обозначенную группу усилителей составили минималистские модели Creek и Cairn в корпусах весьма умеренных габаритов. Оба эти усилителя отличаются предельной простотой схемотехники и минимальным набором функциональных возможностей. Из органов управления у этих усилителей есть только регулятор громкости, селектор входных сигналов усилителя и селектор записи. Даже внешне эти две модели похожи друг на друга. Зато по качеству звука усилители Creek и Cairn отличались разительно. Если Cairne звучал замечательно чисто и мелодично, то Creek, несмотря на его «английскую» родословную, «выдал» (увы!) звук далеко не самого высокого качества. Так что, если вы хотите приобрести хорошую минималистскую модель усилителя, то примите наши горячие рекомендации усилителю Cairne.

Хотя модель усилителя Audiolab 8000А/8000Р и не может быть в полном смысле этого слова отнесена к минималистским моделям, идеология и принципы ее построения весьма близки к этой концепции. Аргументами в пользу покупки этой модели может стать универсальность и гибкость испытанной комбинации усилителей, а также более чем приличное качество ее звучания. Наконец, если вы хотите осуществить подключение ваших акустических систем к усилителю методом bi-amping, то при помощи этой комбинации от Audiolab это сделать проще и дешевле всего. В этом смысле данная комбинация усилителей — наилучшая в тесте.

И наконец самый необычный и по конструкции и по схемотехнике лампо-во:транзисторный трехблочный усилитель серии X от фирмы Musical Fidelity. Если вы ищите необычный по дизайну, но при этом отлично звучащий усилитель, то у комбинации Х-рrе/Х-А50 вряд ли найдется много конкурентов на рынке. Этот усилитель и выглядит необычно, и звучит здорово. Так что не смотрите снисходительно на его забавный и где-то не очень серьезный вид — это «настоящий» и притом очень хороший усилитель. Послушайте эту «малютку» и убедитесь в этом сами. При своей умеренной цене и возможности совершенствования системы простым добавлением других блоков серии X эти звонкоголосые «бочонки» от Musical Fidelity очень привлекательны.


декабрь 1997
Hosted by uCoz